Все автомобили Lada подорожают с нового года
Цены повышают и другие производители, поэтому доля Lada вряд ли сократится, считают дилерыКрупнейший в России автопроизводитель «АвтоВАЗ» с 1 января 2020 г. увеличит рекомендованные розничные цены на все свои автомобили в среднем на 2%. Об этом «Ведомостям» сообщили сотрудники трех дилерских компаний. Представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказался.
Например, седан самого продаваемого в России семейства автомобилей – Granta – будет стоить от 455 900 руб., подорожав на 2,5%, или на 11 000 руб. Седан Vesta в базовой комплектации подорожает на 3,8% до 629 900 руб. (плюс 23 000 руб.), высокий хетчбэк Xray – на 0,8% до 619 900 руб. (плюс 5000 руб.), трехдверный внедорожник Lada 4x4 – на 2,9% до 538 900 руб. (плюс 15 000 руб.). Самый дорогой автомобиль в модельном ряду Lada – седан Vesta Sport – подорожает в базовой версии на 1,5% до 1 042 900 руб. (плюс 15 000 руб.).
Один из дилеров связывает подорожание с традиционной сменой модельного года, другой – с инфляцией. В январе 2019 г. «АвтоВАЗ» поднимал цены примерно на 3% – главным образом из-за роста ставки НДС на 2 п. п. Всего в течение 2019 г. рекомендованные розничные цены менялись трижды. Второе повышение произошло в июле, третье – в августе. Оба раза цены увеличивались в среднем на 1%.
Российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей рос в 2017–2018 гг., а с апреля 2019 г. начал неуклонно сокращаться, свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса. За 11 месяцев продажи упали на 2,8% до 1,58 млн шт. Lada пока удается избежать спада продаж – в октябре и по итогам 11 месяцев они выросли на 1% (всего продано 326 654 шт.). Lada занимает 20,7% рынка.
«Сложно сказать, как [планируемое повышение цен на автомобили Lada] отразится на продажах», – комментирует один из дилеров Lada, пока они сокращаются. «На продажах серьезно не отразится», – уверен другой дилер. Рыночную долю Lada из-за этого не потеряет, поскольку цены поднимают и другие автопроизводители, отмечает третий дилер.
О планируемом увеличении рекомендованных розничных цен уже объявили BMW (примерно на 2%), Volvo (на 1%), Chery (на 5%). Удорожание автопроизводители объяснили предстоящей индексацией утилизационного сбора на автомобили. Сейчас в России за самые популярные новые легковые машины с двигателями объемом 1–2 л нужно платить 84 000 руб. сбора, а с января 2020 г. эти расходы вырастут более чем вдвое. Утилизационный сбор платят и импортеры, и местные заводы, но локальные производители получают из бюджета промышленные субсидии, сопоставимые с расходами на уплату сбора.
Повышение цен планируется, но на сколько и на какие модели, будет объявлено в январе 2020 г., сказал представитель Mitsubishi. Готовится и повышение цен на автомобили Renault, говорит один из дилеров марки, – из-за инфляции и увеличения утилизационного сбора. На сколько и когда, пока не известно, добавляет он. Представитель Renault это не подтверждает. Nissan, по словам его представителя, будет следить за ситуацией на рынке и реагировать на действия конкурентов. Представители других марок, входящих в топ-10 рынка (Kia, Hyundai, VW, Skoda, Toyota), не ответили на вопросы «Ведомостей».
Январское повышение цен традиционно для многих автопроизводителей, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Оно необходимо для компенсации инфляционных издержек (роста затрат на комплектующие, зарплату и проч.), а сейчас поможет еще и сократить потери из-за снижения продаж и производства, отмечает эксперт.
В 2020 г. машины разных брендов в среднем подорожают на 5%, прогнозировал ранее президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. С этим прогнозом согласен и Беспалов. Среди причин – инфляция, курс рубля и индексация утилизационного сбора. Повышение утилизационного сбора на импортные машины приведет к росту цен на 2–3%, на машины локальной сборки – на 1–1,5%, говорил Моисеев: «Вроде как компенсируют [расходы на сбор] через промышленные субсидии, но, во-первых, компенсируют не все, не всегда и не сразу». Рынок продолжит падение, считает он: по итогам 2020 г. – на 8%.